Автомобилисты часто сталкиваются с такой проблемой, как сульфатация аккумулятора. По сути, это вполне естественный процесс, возникающий при использовании АКБ. Устройство из-за этого теряет емкость. Однако сульфатация бывает и ускоренной. В таком случае аккумулятор может очень быстро прийти в негодность. Поэтому важно знать о правилах ухода за батареей, чтобы она прослужила максимально долго.
Описание проблемы
Сульфатацию АКБ можно определить по состоянию аккумуляторных пластин. Положительно заряженные элементы приобретают светло-коричневый цвет и покрываются беловатыми пятнами. Минусовые пластинки разбухают и становятся серыми.
Если не обратиться к десульфатации (устранению свинцового сульфата), то процесс постепенно поражает все пластинки. В итоге аккумуляторная батарея теряет свою первоначальную емкость, а отрицательно заряженные пластинки сильно выпучиваются.
Кроме того, в сульфатированной батарее напряжение при подзарядке значительно увеличивается. В итоге электролит начинает «закипать». В запущенных случаях электроды покрываются плотной коркой, и АКБ утрачивает проводимость.
Основные причины
Сульфатация пластин аккумулятора может ускоряться из-за регулярных температурных перепадов. Свинцовый сульфат плохо растворяется в кислоте. Его растворяемость повышается по мере увеличения температуры.
При температурных колебаниях размеры частичек сульфата постепенно увеличиваются. В итоге АКБ теряет емкость, так как сульфат препятствует нормальному разряду/заряду активной массы.
Другая причина — недостаток электролита. На аккумуляторных пластинках всегда должен быть этот проводник. Запрещено применять батарею с оголившимися электродами. Если в устройстве снизился уровень электролитной смеси, то в него необходимо долить чистую воду.
К сульфатационному процессу может привести и длительная глубокая разрядка. Поэтому АКБ нужно ставить на зарядку в течение суток после полной разрядки.
Сульфатацию аккумуляторных батарей могут ускорить и электротоки большой величины. Интенсивность процесса может повыситься из-за высокой температуры при зарядке. Поэтому система быстрой подзарядки должны использоваться исключительно при необходимости.
Методы устранения
Процесс, при котором происходит ликвидация сульфатации пластин АКБ, специалисты называют десульфатацией. Все манипуляции, связанные с ней, делятся на несколько категорий:
- с применением электротока;
- с помощью химических веществ.
Среди химических средств особой эффективностью пользуется препарат Трилон В. Однако раствор на его основе приготовить трудно, поэтому способ так и не смог получить повсеместного распространения. В основном, им пользуются специалисты сервисов и опытные автомобилисты. Гораздо большую популярность сегодня имеют способы, при которых используется электроток.
Устранить сульфатацию аккумулятора иногда помогает высокоамплитудный импульсный ток. Под его влиянием электроны пластин АКТ начинают возбуждаться, и в итоге свинцовый сульфат попросту сбивается. Устройство для такой обработки можно приобрести практически в любом магазине автотоваров, но такая покупка может быть экономически нецелесообразной, потому что в запущенных ситуациях они не способны устранить сульфатацию.
Другой действенный способ — неоднократная подзарядка АКБ малыми токами. Для этой цели применяется специальное зарядное устройство, в котором есть возможность регулировать мощность выдаваемого тока.
Существуют и иные методы, но с ними справятся только бывалые водители.
Меры профилактики
Чтобы уменьшить интенсивность сульфатационного процесса АКБ, нужно знать ряд правил. Специалисты дают следующие советы:
- При длительных простоях АКБ рекомендуется вынимать из транспортного средства и хранить отдельно, подзаряжая раз в 3−4 месяца.
- Не нужно интенсивно применять батарею в условиях высокой температуры. Летом необходимо постоянно следить за объемом электролита в аккумуляторных банках, доливая воду при необходимости. Также нужно избегать оголения пластинок.
- Запрещено хранить аккумулятор разряженным.
- Каждый раз после подзарядки следует проверять плотность электролитного раствора.
- Раз в 6−7 месяцев нужно обращаться к циклу разряд/заряд автомобильного АКБ.
Если соблюдать эти простые рекомендации, можно существенно уменьшить интенсивность сульфатации и продлить срок службы аккумуляторной батареи. Так можно продлить «жизнь» устройства на несколько лет, сэкономив при этом немало средств, которые были бы потрачены на покупку новой батареи.